1. Эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля
2. Двигатель
2.0 Двигатель
2.1. Новый бензиновый двигатель Z 18 XER DOHC-I
2.2. Бензиновые двигатели – общие процедуры проверки
2.3. Снятие и установка силового агрегата
2.4. Механическая часть двигателя
2.4.1 Механическая часть двигателя
2.4.2 Снятие и установка маховика (двигатель 1,4 л)
2.4.3 Снятие и установка маховика (двигатель 2,0 л)
2.4.4 Замена заднего сальника коленчатого вала
2.4.5 Замена уплотнений стержней клапанов (установленная головка блока цилиндров)
2.4.6 Снятие и установка коленчатого вала (двигатель 1,4 л)
2.4.7 Проверка осевого свободного хода коленчатого вала
2.4.8 Снятие и установка головки блока цилиндров (двигатель 2,0 л)
2.4.9 Снятие и установка головки блока цилиндров (двигатель 1,4–1,6 л)
2.5. Проверочные и ремонтные операции компонентов механической части двигателя
2.6. Система охлаждения
2.7. Система впрыска топлива бензиновых двигателей
2.8. Система смазки
2.9. Таблицы
3. Трансмиссия
4. Ходовая часть
5. Рулевой механизм
6. Тормозная система
7. Бортовое электрооборудование
8. Кузов
9. Схемы электрооборудования
Ссылки на другие сайты
|
Все автомобили »
Opel Astra (Опель Астра)
.
2.4.6 Снятие и установка коленчатого вала (двигатель 1,4 л)
2.4.5. Снятие и установка коленчатого вала (двигатель 1,4 л)Снятие
Снимите двигатель.
Снимите механическую коробку передач.
Установите двигатель в специальный стапель КМ 412.
Поднимите двигатель.
Установите специальное приспособление KM-412-18 (1) на двигатель.
Затяните 4 болта крепления.
|
Рис. 2.176. Установка двигателя на специальном стапеле: 1 – головка; 2 – сухари
|
Закрепите двигатель в КМ 412 (рис. 2.176).
Затяните 8 болтов крепления.
Снимите удерживающие тросы KM-2358.
Снимите маховик, заблокируйте его с помощью специального приспособления КМ 652 и отверните 6 болтов крепления.
|
Рис. 2.177. Снятие опоры демпфирующего блока: 1 – специальное приспособление; 2 – опора демпфирующего блока
|
Отсоедините опору демпфирующего блока двигателя от корпуса механизма газораспределения / блока цилиндров (рис. 2.177).
Отверните 3 болта крепления.
Снимите сцепление.
Поместите внизу контейнер для слива, отверните болт сливного отверстия и слейте моторное масло.
Соберите моторное масло.
Затяните болт сливного отверстия с новым уплотнительным кольцом моментом 10 Н·м.
Отсоедините масляный поддон от основания блока цилиндров, отвернув 16 болтов крепления (рис. 2.178).
Снимите поликлиновый ремень.
Отметьте направление вращения.
Поверните натяжитель поликлинового ремня (стрелка на рисунке 2.179), по часовой стрелке используя специальный инструмент КМ 6131
Установите специальный инструмент KM-955-2 и с его помощью ослабьте натяжитель поликлинового ремня (рис. 179).
Снимите натяжитель поликлинового ремня. Для этого поверните натяжитель поликлинового ремня в направлении стрелки на рисунке 2.180, используя специальный инструмент КМ 613.
Снимите специальный инструмент KM-955-2.
Ослабьте натяжитель поликлинового ремня, отверните 2 болта (стрелки на рисунке 2.180).
|
Рис. 2.180. Снятие натяжителя поликлинового ремня: 1 – специальный инструмент
|
Снимите натяжитель поликлинового ремня (рис. 2.180).
|
Рис. 2.181. Снятие генератора переменного тока: 1 – гайки крепления; 2, 3 – болтовые соединения
|
Отсоедините генератор переменного тока. Для этого отсоедините жгут проводов генератора переменного тока, отверните 2 гайки крепления, отсоедините 2 болтовых соединения и снимите генератор переменного тока (рис. 2.181).
Отсоедините корпус термостата и шланг охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления.
Снимите 3 хомута и отсоедините шланги охлаждающей жидкости от насоса охлаждающей жидкости.
Отсоедините разъемы жгутов проводов датчиков распредвала, давления масла и температуры охлаждающей жидкости.
|
Рис. 2.182. Снятие шлангов охлаждающей жидкости и электропроводки датчиков: 1 – разъемы жгутов проводов датчиков распредвала; 2 – разъем жгута проводов датчика давления масла; 3 – разъем жгута проводов датчика температуры охлаждающей жидкости; 4 – жгуты проводов; 5 – шланг охлаждающей жидкости; 6, 7, 8 – шланги охлаждающей жидкости
|
Отсоедините жгуты проводов от крышки головки блока цилиндров и отведите их назад (рис. 2.182).
|
Рис. 2.183. Снятие ременного шкива насоса охлаждающей жидкости: 1 – шкив; 2 – болты крепления
|
Снимите ременный шкив насоса охлаждающей жидкости, отвернув 3 болта крепления (рис. 2.183).
Отметьте положение направляющих втулок, при снятии насоса охлаждающей жидкости.
|
Рис. 2.184. Снятие насоса охлаждающей жидкости: 1 – болты крепления; 2 – насос охлаждающей жидкости
|
Отсоедините насос охлаждающей жидкости от корпуса механизма газораспределения, отвернув 9 болтов крепления (рис. 2.184).
ПРИМЕЧАНИЕ
Болты насоса имеют разную длину.
|
Отсоедините вентиляционный шланг двигателя от крышки головки блока цилиндров
Снимите жгут проводов модуля зажигания.
Снимите крышку модуля зажигания с крышки головки блока цилиндров в направлении стрелки на рисунке 2.185.
Отверните два болта крепления.
|
Рис. 2.185. Компоненты, снимаемые при демонтаже модуля зажигания: 1 – крышка модуля зажигания; 2 – специальный инструмент; 3 – жгут проводов модуля зажигания; 4 – модуль зажигания; 5 – болты крепления; 6 – крышка головки блока цилиндров
|
Отделите модуль зажигания от свечей зажигания с помощью специального инструмента КМ 6009 (рис. 2.185).
Отсоедините крышку головки блока цилиндров от головки блока цилиндров, отвернув 13 болтов крепления.
Поверните коленчатый вал в положение верхней мертвой точки (ВМТ) цилиндра № 1 (зажигание) в направлении вращения двигателя.
Метка на ременном шкиве коленчатого вала должна расположиться перед выступом на корпусе механизма газораспределения.
|
Рис. 2.186. Установка коленчатого вала в положение верхней мертвой точки (ВМТ) поршня цилиндра №1: 1 – кулачки цилиндра № 1; 2 – выступ; 3 – метка
|
В этой позиции кулачки цилиндра № 1 располагаются перед ВМТ (зажигание) (оба кулачка обращены наружу) (рис. 2.186).
Снимите ременный шкив коленчатого вала.
Удерживайте за болт ступицы коленчатого вала, отверните 6 болтов.
|
Рис. 2.187. Снятие ременного шкива коленчатого вала: 1 – ременный шкив; 2 – болт ступицы коленчатого вала; 3 – специальный инструмент
|
Отверните болт ступицы коленчатого вала (2) (не снимайте его), удерживая специальным инструментом КМ 956 (рис. 2.187).
Отверните болт из отверстия в основании блока цилиндров
Заблокируйте коленчатый вал.
Установите специальный инструмент КМ 952 в отверстие.
Медленно поворачивайте коленчатый вал за болт ступицы коленчатого вала в направлении вращения двигателя, пока специальный инструмент КМ 952 не упрется в перемычку коленчатого вала или основание блока цилиндров.
|
Рис. 2.188. Поворачивание коленчатого вала: 1 – болт; 2 – специальный инструмент; 3 – метка
|
Метка на ступице коленчатого вала должна быть обращена вверх в этой позиции (рис. 2.188).
|
Рис. 2.189. Блокировка распределительных валов: 1 – специальный инструмент
|
Установите специальный инструмент КМ 953 на распредвалы (рис. 2.189).
ПРИМЕЧАНИЕ
Специальный инструмент должен быть установлен в пазы распредвала до упора.
|
Снимите ступицу коленчатого вала и отвернув болт крепления.
|
Рис. 2.190. Снятие ступицы коленчатого вала: 1 – ступица; 2, 3 – болты крепления
|
Снимите корпус механизма газораспределения, отвернув 15 болтов (рис. 2.190).
Снятие цепного привода механизма газораспределения
Ослабьте болты шкива распред-вала.
Удерживайте распредвалы за шестигранники.
Заблокируйте натяжитель цепи.
Установите специальный инструмент KM-955-1.
Пододвиньте обратно натяжитель цепи и заблокируйте его с помощью специального инструмента KM-955-1.
Снимите направляющую, отвернув 2 болта крепления.
Снимите направляющую, отвернув 2 болта крепления.
Снимите направляющую натяжения, отвернув болт крепления.
|
Рис. 2.191. Снятие цепного привода механизма газораспределения: 1 – натяжитель цепи; 2 – специальный инструмент; 3 – направляющая; 4 – цепь привода механизма газораспределения; 5 – направляющая; 6 – звездочка; 7 – направляющая натяжения
|
Снимите цепь привода механизма газораспределения, ведущую звездочку и прокладку корпуса механизма газораспределения (рис. 2.191).
Отсоедините разъем жгута проводов датчика импульсов коленчатого вала.
Снимите специальный инструмент КМ 952.
Снимите генератор импульсов коленчатого вала, отвернув болт крепления.
|
Рис. 2.192. Снятие крышки шатуна: 1 – основание блока цилиндров; 2 – специальный инструмент; 3 – крышки шатунных подшипников
|
Отсоедините основание блока цилиндров от блока цилиндров, отвернув 22 болта крепления (рис. 2.192).
Снимите крышку шатунного подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ
Поверхности контакта шатунов и крышек шатунных подшипников подбираются индивидуально и, поэтому их нельзя переставлять или допускать их повреждения. чтобы избежать повреждения, не кладите шатуны и крышки на поверхности контакта.
|
Пометьте крышки шатунных подшипников.
Пометьте последовательность цилиндров.
Отверните 8 болтов крепления и снимите крышку шатуна.
|
Рис. 2.193. Снятие коленчатого вала: 1 – колечатый вал
|
Снимите коленчатый вал (рис. 2.193).
Отсоедините основание блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ
Отделяйте основание равномерно монтажной лопаткой.
|
Отверните 22 болта.
Снимите задний сальник коленчатого вала.
Снимите коленчатый вал и положите на деревянные бруски.
Снимите зажимы подшипников коленчатого вала.
ПРИМЕЧАНИЕ
Соблюдайте правильную последовательность
|
Снимите вкладыши шатунного подшипника и пометьте их, соблюдая при этом правильную последовательность.
Проверьте все элементы на износ и замените в случае необходимости.
Проверка коленчатого вала
Проверьте овальность коленчатого вала. Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала.
|
Рис. 2.194. Диск датчика импульсов коленчатого вала: 1 – диск
|
Отсоедините диск датчика импульсов коленчатого вала (рис. 2.194), отвернув 3 болта крепления.
Установка
Присоедините диск датчика импульсов коленчатого вала и затяните 3 болта крепления моментом 15 Н·м.
Установите вкладыши подшипников коленчатого вала в блок цилиндров и в основание блока цилиндров.
Покройте их моторным маслом.
Отметьте положение упорных подшипников (стрелка на рисунке 2.195).
Установить вкладыши шатунных подшипников в шатуны и крышки шатунных подшипников.
Покройте их моторным маслом.
Аккуратно установите коленчатый вал в блок цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ
Положение коленчатого вала можно корректировать постукиванием резиновым молотком по щеке кривошипа.
|
Покройте моторным маслом шейки коленчатого вала.
Присоедините основание блока цилиндров к блоку цилиндров новыми болтами.
Нанесите герметик на внешние края паза (размер I = 2 мм) (рис. 2.196).
ПРИМЕЧАНИЕ
Не наносите уплотнитель в паз.
Выполните сборку в течение 10 мин.
|
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте последовательность затяжки.
|
Затяните 10 болтов M8 (внутренние) моментом 25 Н·м, доверните на +60°.
Затяните 12 болтов M6 (внешние) моментом 10 Н·м, доверните на +60°.
Снимите остатки уплотнителя.
Установите задний сальник коленчатого вала. Перед этим нанесите на рабочую кромку (белую) силиконовую смазку.
Установите специальное приспособление KM-235-6 на шейку коленчатого вала.
|
Рис. 2.197. Запрессовка заднего сальника коленчатого вала: 1 – сальник; 2 – специальное приспособление; 3 – специальное приспособление для запрессовки
|
Наденьте уплотнительное кольцо на специальное приспособление и запрессуйте заподлицо используя KM-658-1 (рис. 2.197).
|
Рис. 2.198. Установка крышек шатунных подшипников: 1 – крышки
|
Присоедините крышки шатунных подшипников к шатунам новыми болтами (рис. 2.198).
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание на установочное положение, приливы (стрелка на рисунке 2.198) на крышках шатунных подшипников должны быть обращены в сторону коробки передач.
|
Затяните 8 болтов крепления моментом 13 Н·м, доверните на +60° +15°.
ПРИМЕЧАНИЕ
Всегда используйте болты M 6,5.
|
Подключите жгут проводов датчика импульсов коленчатого вала.
Заблокируйте коленчатый вал, установив специальный инструмент КМ 952.
Плавно поворачивайте коленчатый вал до упора специального инструмента КМ 952.
Установите новое уплотнение насоса охлаждающей жидкости в корпус механизма газораспределения.
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.199)
|
Рис. 2.199. Установка насоса охлаждающей жидкости: 1 – болты крепления
|
Присоедините насос охлаждающей жидкости к корпусу механизма газораспределения короткими болтами (рис. 2.199).
Затяните 3 болта крепления моментом 8 Н·м.
Нанесите герметик.
ПРИМЕЧАНИЕ
Корпус механизма газораспределения должен быть установлен в течение 10 мин после нанесения кремниевого герметика (серого).
|
Поверните двигатель на специальном приспособлении КМ 412 на 90°.
Срежьте выступающие части эластомера с прокладки головки блока цилиндров и замените их валиком кремниевого герметика (серого) толщиной 2 мм.
|
Рис. 2.200. Схема укладки герметика: 1 – прокладка головки блока цилиндров; 2 – валик силиконового герметика
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Валик силиконового герметика (серого) может быть нанесен непосредственно, если выступов эластомера нет (рис. 2.200).
|
Установка механизма газораспределения
Установите новую прокладку корпуса механизма газораспределения.
|
Рис. 2.201. Установка механизма газораспределения: 1 – натяжитель цепи; 2 – специальный инструмент; 3 – направляющая; 4 – цепь привода механизма газораспределения; 5 – направляющая; 6 – ведущая шестерня; 7 – шина зажима
|
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.201).
Установите цепь привода механизма газораспределения.
ПРИМЕЧАНИЕ
При установке используйте новые болты шкива распредвала.
|
Обеспечьте правильность установки направляющих втулок (стрелки на рисунке 2.201).
Установите ведущую шестерню.
Установите звездочку распредвала привода выпускных клапанов.
Заверните болт крепления.
Установите цепь привода механизма газораспределения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обеспечьте натяжение ведущей (сторона выпуска) ветви цепи привода механизма газораспределения.
|
Установите шкив распредвала привода впускных клапанов в цепь привода механизма газораспределения с диском датчика фазы и заверните болт крепления.
ПРИМЕЧАНИЕ
Диск датчика фазы должен вращаться усилием руки.
|
Присоедините шину зажима к блоку цилиндров.
Затяните болт крепления моментом 20 Н·м.
Присоедините направляющую к блоку цилиндров.
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м.
Присоедините направляющую к головке блока цилиндров.
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м.
Ослабьте натяжитель цепи.
Снимите специальный инструмент KM-955-1.
Присоедините корпус механизма газораспределения.
Затяните 22 болта крепления.
Затяните 6 болтов моментом 8 Н·м.
Затяните 14 болтов моментом 8 Н·м.
Затяните 2 болта моментом 35 Н·м.
Снимите специальные инструменты КМ 952 и КМ 953
ПРИМЕЧАНИЕ
Специальные инструменты не должны использоваться для удержания.
|
Присоедините ступицу коленчатого вала.
Отметьте установочное положение ступицы коленчатого вала.
Метка должна быть обращена вверх.
|
Рис. 2.202. Присоединение ступицы коленчатого вала: 1 – ременной шкив коленчатого вала; 2 – ступица коленчатого вала; 3 – специальный инструмент
|
Удерживайте с помощью специального инструмента KM-956-1/ -2 (рис. 2.202).
Затяните болт моментом 150 Нм, доверните на +45°.
ПРИМЕЧАНИЕ
Используйте новый болт.
|
Снимите специальный инструмент KM-956-1/ -2.
|
Рис. 2.203. Совмещение метки на ременном шкиве коленчатого вала с выступом на корпусе механизма газораспределения: 1 – выступом на корпусе механизма газораспределения; 2 – метка на ременном шкиве; 3 – специальный инструмент
|
Присоедините ременной шкив коленчатого вала (рис. 2.203).
Затяните 6 болтов крепления моментом 8 Н·м.
Поверните коленчатый вал приблизительно на 720° в направлении вращения двигателя за болт ступицы коленчатого вала.
Метка на ременном шкиве коленчатого вала установлена напротив выступа на корпусе механизма газораспределения (рис. 2.186).
В этой позиции кулачки цилиндра № 1 располагаются перед ВМТ (оба кулачка обращены наружу).
Установите специальный инструмент КМ 952. (3)
Одновременно продолжайте вращать вал в направлении вращения двигателя за болт ступицы коленчатого вала до упора приспособления КМ 952.
ПРИМЕЧАНИЕ
Коленчатый вал вращайте медленно и плавно.
|
В этой позиции, метка на ременном шкиве коленчатого вала должна совместиться с выступом на корпусе механизма газораспределения (рис. 2.203).
Установите специальное приспособление КМ 953 на распредвал.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если приспособление КМ 953 не может быть установлено, то необходимо выполнить базовую регулировку момента зажигания.
|
Приспособление КМ 953 должно быть установлено в пазах распредвала до упора.
|
Рис. 2.204. Установка специального приспособления КМ 954 на диске датчика фазы: 1 – специальное приспособление; 2 – диск датчика фазы
|
Установите специальное приспособление КМ 954 (1) на диске датчика фазы (2) и присоедините к корпусу механизма газораспределения (рис. 2.204).
ПРИМЕЧАНИЕ
Если приспособление КМ 953 не может быть установлено, то необходимо выполнить базовую регулировку момента зажигания.
|
Затяните 2 болта крепления.
Снимите приспособления КМ 954, КМ 953 и КМ 952.
Установите болт в отверстие основания блока цилиндров с новым уплотнительным кольцом и затяните моментом 60 Н·м.
Удалите остатки прокладки и очистите уплотняемые поверхности.
Нанесите герметик.
ПРИМЕЧАНИЕ
Крышка головки блока цилиндров должна быть установлена в течение 10 мин после нанесения герметика (серого).
|
Срежьте выступающую часть прокладки корпуса механизма газораспределения заподлицо с головкой блока цилиндров/ корпусом механизма газораспределения.
Нанесите валик (серого) силиконового герметика толщиной приблизительно 2 мм (измерение I) (рис. 2.205).
Установите крышку головки блока цилиндров.
|
Рис. 2.206. Установка крышки головки блока цилиндров: 1 – крышка; 2 – уплотнение
|
Установите новое уплотнение в крышку головки блока цилиндров (рис. 2.206).
ВНИМАНИЕ
Необходимо осмотреть болты на предмет повреждения уплотнение. Если уплотнение имеет повреждения, болт должен быть заменен новым.
|
Присоедините крышку головки блока цилиндров к головке блока цилиндров
Затяните 13 болтов крепления моментом 8 Н·м.
Установите модуль зажигания.
Подключите модуль зажигания к свечам зажигания.
Затяните 2 болта крепления моментом 8 Н·м.
Подключите разъем жгута проводов модуля зажигания.
Присоедините крышку модуля зажигания к крышке головки блока цилиндров.
Присоедините вентиляционный шланг двигателя к крышке головки блока цилиндров.
Присоедините шкив к насосу охлаждающей жидкости.
Затяните 3 болта крепления моментом 20 Н·м.
Подключите разъемы жгутов проводов датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика распредвала и датчика давления масла.
Закрепите жгуты проводов на крышке головки блока цилиндров.
Присоедините шланги охлаждающей жидкости к насосу охлаждающей жидкости и оденьте 2 хомута.
Присоедините корпус термостата с верхним шлангом охлаждающей жидкости к насосу охлаждающей жидкости.
Установите новое уплотнительное кольцо.
Затяните 3 болта крепления моментом 8 Н·м.
Установите генератор переменного тока.
Установите 2 болтовых соединения и затяните моментом 35 Н·м.
Присоедините жгут проводов генератора переменного тока.
Присоедините натяжитель поликлинового ремня.
Затяните болт M8 моментом 20 Н·м.
Затяните болт M10 моментом 55 Н·м.
|
Рис. 2.179. Ослабление натяжителя поликлинового ремня: 1 – специальный инструмент
|
Поверните натяжитель поликлинового ремня в направлении стрелки (рис. 2.179), используя приспособление КМ 6131, установите приспособление КМ 6130.
Установите поликлиновый ремень.
Обратите внимание на направление вращения и положение ремня.
Сожмите натяжитель поликлинового ремня приспособлением КМ 6131.
Ослабьте натяжитель поликлинового ремня.
Присоедините опору демпфирующего блока двигателя к корпусу механизма газораспределения/ блоку цилиндров.
Затяните 3 болта крепления моментом 50 Н·м.
Установите маховик.
Заблокируйте маховик, используя приспособление КМ 652.
Очистите резьбу на коленчатом валу.
Используйте новые болты.
Затяните 6 болтов крепления моментом 35 Н·м, доверните на + 30 °.
Присоедините сцепление.
Присоедините пластину маслоотражателя к основанию блока цилиндров.
Затяните 8 болтов крепления моментом 8 Н·м.
Установите масляный поддон.
Установите новое уплотнение масляного поддона.
Затяните 16 болтов крепления моментом 10 Н·м.
Долейте моторное масло.
Проверьте уровень моторного масла и откорректируйте в случае необходимости.
Снимите двигатель со стапеля.
Присоедините механическую коробку передач к двигателю.
Установите двигатель.
|
|